Традиции нашей школы
Конечно, среди традиций нашей школы много таких, которые характерны для многих школ, это торжественные линейки, посвящённые 1 сентября, Дню Победы, последнему звонку; участие в художественной самодеятельности, встречи с ветеранами и интересными людьми, трудовые дела, участие в конкурсах, олимпиадах - всего не перечесть. Но есть и такие традиции, которые характерны только для нашей 120ой школы.
Вы видите портреты учителей - это бывшие ученики нашей школы. После окончания педагогического вуза они вернулись в родную школу уже в качестве учителей. В 2009г. 18 учителей нашей школы – её выпускники.
А это дети наших бывших учеников. Почти в каждом классе треть учащихся - дети наших выпускников. И поэтому часто нашу школу называют семейной школой.
А вот ещё одна традиция, уже музейная, каждый учебный год мы начинаем с экскурсии по нашему музею. К особым датам календаря мы готовим документальные экспозиции. Эта экспозиция посвященаДню Защитника Отечества - к 23 февраля. Книги о ветеранах войны, альбомы плакатов военных лет, фотографии и грамоты за участие в службе на посту №1. А вот и солдатское письмо. Неармейский треугольник, а обычное письмо, посланное с фронта под Москвой в самом начале войны. Что же особенного в этом письме, что привлекло наше внимание?
Читаешь это письмо и не веришь, что оно с фронта. В народном стиле начинается оно с присказки, а дальше спокойное описание пребывания Ивана Иванова в армии. Он пишет, что очень удачно попал в полк, который защищает приступы к Москве, что всё у него благополучно, что он обязательно вернётся домой живым и невредимым. И это в самый разгар боёв под Москвой? Нам, изучившим историю 2ой мировой войны, не верится в это спокойствие.
Родственники, которым было адресовано это письмо, объяснили: ни один солдат той войны не писал домой о трудностях, о гибели товарищей. Ведь они знали, что в тылу остались самые незащищённые старики, женщины, дети. Вот и старались подбодрить, успокоить родных, а семья в те годы для мужчин была свята. А кем же был Иван Иванов? Честным, добрым человеком, солгавшим лишь однажды - обещал вернуться и не вернулся с войны.
Всё начинается с азов
Теплей человеку в дорогах тяжелых,
В суровых краях от того,
Что где-то на свете есть милая школа.
Есть добрая школа его.
Здравствуйте, ребята! Вы находитесь в музее истории школы №120. А что же такое школа? Все привыкли к тому, что когда начинаются занятия, прекращается досуг. Но именно от греческого слова «skole» - досуг, образовалось наше русское слово «школа». Но древние греки под словом «досуг» подразумевали не безделье, а беседы мудрецов – философов со своими учениками о разных науках. Сначала это были просто беседы, но постепенно они превратились в самые настоящие занятия, где детям преподавали: чтение, письмо, счет, гимнастику, поэзию и ораторское искусство. Наша школа вместила в себя оба понятия: получение знаний и досуг.
Наша школа была открыта 5 января 1959года. А теперь представьте себе, что раньше на нашей улице стояли маленькие, вросшие в землю одноэтажные дома. Когда построили нашу школу, то по сравнению с ними она смотрелась королевой. Красивое 4-х этажное здание эффектно выделялось среди маленьких домов.
Первым директором нашей школы был Стуков Николай Степанович, проработавший в школе 3 года. завучем Ерушева Зоя Николаевна и Лунева Людмила Федоровна.Эта фотография - коллектив учителей того времени.
А откуда же взялись ученики? А их набирали из переполненных школ Заельцовского района. Здесь вы видите первых учеников и их учительницу Ледневу Наталью Андреевну. Менялась жизнь - менялась школа. В те годы на заводах не хватало рабочих, но не просто рабочих, а обученных имеющих специальность. Поэтому решили, что ученики старших классов в школе должны не только учиться, но и получать рабочую специальность.
И наша школа стала другой. Она стала трехлеткой, но не завидуйте, не с первого по третий, а наоборот с 9 по 11 классы. Учеников младших классов распределили в другие школы, а в нашей собрались ученики старших классов. Теперь ребята четыре дня учились в школе, а два дня сначала учились, а потом работали на заводе полупроводниковых приборов. Школа стала дружиной, ведь все ученики были почти одного возраста. Они были настолько самостоятельны, что в некоторых классах исчезла необходимость в классных руководителях! Их роль выполняли комсорги и старосты классов. В параллелях было по 6-7 классов, и поэтому, литерами были не буквы А, Б, В, Г, а цифры, например, 103, 114. Когда ученики оканчивали школу с аттестатом зрелости, выдавалось свидетельство о присвоении квалификации. Но вскоре в нашем районе появился учебный комбинат, где были не только рабочие специальности, но и педагогические, медицинские и другие классы. И старшеклассники стали обучаться профессии там. Наша школа стала прежней. Вновь появились ученики младших классов. Директором была Лунева Людмила Федоровна. Завучами Лебедева Людмила Федоровна и Колесникова Ольга Яковлевна. С 19.. школой руководила Беляцкая Тамара Васильевна. А сейчас, как вы знаете, директор Волченко Наталья Ивановна.
А это уголок школьника
Раньше учились не за столами, а за партами. Парта стоит устойчиво, удобно для ученика, но только она тяжелая, ведь ученикам приходилось самим поднимать парты и убирать классы.
Что же было на парте у школьника? Королева чернильница. Ребята называли ее непроливашкой. Но стоило налить чернил больше, чем положено и наклонить чернильницу, как начиналась трагедия. Тетради, книжки и все, что было в портфеле, - все в чернилах. Лились чернила – лились слезы. Чтобы этого не случалось, ребята шили мешочки, вставляли туда чернильницу, и проблема была решена.
А вот и проказница ручка. Сама деревянная, а кончик металлический. Туда вставлялось перо. Если много чернила набрать в ручку, то в тетради появлялись кляксы. Чтобы этого избежать дети шили перочистки. Они брали ручку и протирали ей кончик пера. И еще у них на партах лежали счёты - они помогали детям считать. Чтобы не терять всякую мелочь, был пенал. Он был пластмассовый или деревянный, такого пока нет в нашем музее.
Форма
В школе была введена строгая форма, которая делилась на повседневную и парадную. Обратите внимание - это повседневная форма девочки. Она состояла из коричного платья с белым воротничком и белыми манжетами и черного фартука. В обычные дни девочки надевали коричневые банты.
За 10 лет учебы надоела одна и та же форма, а младшим она наоборот даже нравилась, потому - что они стали старше, выше и гордо ходили по школе.
Посмотрим на парадную форму девочки. Это синее шерстяное платье, белый фартук и белые бантики. На рукаве вы наверняка заметили белую повязку с красным крестом и сумочку с таким же крестом. Это означало, что девочка санитар. В сумочке у нее находятся йод, платочек, бинт на всякий случай. В должность санитара входило проверять чистые ли у ребенка руки, есть ли платочек.
Обратим внимание на форму мальчика. Это шерстяной синий костюм: курточка и брюки. Голубая рубашка, белая одевалась только по праздникам. Так выглядела форма ребят тех времен. Ещё каждый ребёнок носил значок «Октябрёнок». Девочка пионерка одевалась в белую рубашку, голубую юбку и красный галстук.
Техника
Сейчас трудно представить себе, что когда-то люди не знали ни телевизора, ни компьютера.
На этих витринах вы видите технику былых времен, которую учителя использовали на уроках. Это фильмоскоп. А это самый настоящий киноаппарат. Можно было вставить ленту и смотреть фильм. Это – эпидеоскоп «Свитязь М». По нему можно было смотреть учебные фильмы и слайды. Здесь переносной походный радиомагнитофон.
А это первый школьный компьютер. Вот монитор и старая клавиатура. Раньше не было таких носителей информации как флешки, диски. Их заменяли вот такие перфоленты и дискеты.
Для быстроты письма использовали пишущие машинки.
Ручки
Здесь наша уникальная коллекция ручек. От гусиного пера, которым писали во времена Пушкина, до такой современной ручки, привезенной нам из-за границы бывшим учеником нашей школы. Конечно, большой интерес вызывают ручки перьевые, которыми писали наши дедушки и бабушки.
Почему использовали именно гусиное перо? Да потому, что оно было в каждом дворе. Ещё потому, что у гусиного пера стержень длинный и толстый. Но писать им было непросто. Надо было часто макать в чернила, вовремя подрезать стержень. На смену этой ручке пришла деревянная ручка с металлическим наконечником. Но и она не устраивала писавших. Появились авторучки с толстым металлическим стержнем, который заполнялся чернилами. А затем современные ручки со стержнем, заправленным пастой.
А будут ли люди в будущем писать ручками или всё будут печатать на компьютере? Поживем – увидим.
Спорт
На этой экспозиции представлены спортивные достижения нашей школы. Обратите внимание на кубок №2. Этот кубок доставался нашей школе вот уже 7 раз. Спортивные победы приносят нам не только ученики, но и учителя. Эта фотография сделана в 2004 - м году. Здесь наши учителя, победившие в лыжных соревнованиях Заельцовского района. Мы думаем, что впереди у нас еще будет много новых побед и много экспонатов!